Вход на сайт
Логин
Пароль
чужой компьютер

Термины ИСО 9000: «качество» и сопутствующие понятия

При выборе товаров и услуг все мы руководствуемся разными критериями: стоимость, состав, функции/возможности изделия и другими. Разумеется, не самую последнюю роль при этом играет качество - качество материала, качество швов, соединений готового изделия, качество комплектующих, свежесть и состав продуктов, результат оказания услуги.

Предприниматели все это понимают, однако далеко не все задумываются о том, что качество готовой продукции/услуги можно обеспечивать заранее - для этого нужно использовать систему управления качеством. Это дает большие возможности, позволяя, например, избегать брака за счет продуманности каждого бизнес-процесса, предугадывать пожелания-потребности потребителей.

Ученые, специализирующиеся на изучении проблем качества, используют совершенно другие термины, нежели мы в обыденной жизни. При этом термины эти могут трактоваться разными специалистами по-разному. Рассмотрим это явление на примере некоторых терминов - обратимся к стандартам ИСО 9000, которые предполагают разработку и внедрение СМК.


Стандарт ИСО 9001:2008

Начать стоит с самих стандартов. Серия стандартов ИСО семейства 9000 содержит систему однозначных понятий, тем или иным образом связанных с качеством. ISO 9001:2008, название которого звучит как «СМК. Основные положения и словарь» (где СМК - это система менеджмента), содержит более 8 десятков (88) базовых терминов, в свою очередь, группирующихся в десять тематических блоков.

Графические изображения словаря наглядно отображают связь терминов и понятий в этих тематических блоках, в частности, проиллюстрированы разделительные, общие и ассоциативные отношения. Такое разделение связей делает стандарт особенно удобным для пользователей, только начинающих его изучение. При этом использование терминологического аппарата, представленного в ИСО 9001, позволяет максимально эффективно реализовывать процессный подход при работе с СМК.


О терминах «качество» и «возможность» в стандарте

Непосредственно термин «качество», являющийся, как вы уже поняли, одним из базовых понятий стандарта, определяется как степень соответствия конкретным требованиям комплексу присущих параметров (характеристик). Требование, в свою очередь, определено как установленное и являющееся обязательным ожидание (потребность).

Потребитель ожидает, предполагает, что конкретная компания, организация, предприятие производят продукт/оказывают услугу какого-то характера, таким образом, речь об общепринятой практике компании и ожиданиях заинтересованных сторон (поставщиков, партнеров и т.д.).

Еще один, также важный термин - возможности. Под ними понимается способность бизнес-процесса, компании или системы производить товар или оказывать услугу, которая будет соответствовать требованиям к ней. При этом требование должно быть установленным - таковым оно считается при определении в документации и может выдвигаться представителями заинтересованных сторон.

Для добавления отзыва необходимо зарегистрироваться или авторизоваться