Slon.ru опросил руководителей, HR-директоров и консультантов и вывел шесть основных тем, которые будут волновать кадровиков на протяжении всего этого года.
Для многих компаний и работников начнется постепенное возвращение к «норме». И это коснется не только приятных бонусов вроде английского на работе, которые многие компании порезали первым делом. Аналитики из Ernst & Young прогнозируют, что больше половины компаний будут повышать зарплату, - правда, в основном, в пределах 10%.
Возвращается и политика активного найма: как говорит генеральный директор кадрового агентства Penny Lane Personnel Татьяна Долякова, многие фирмы планируют расширение штатов . Совладелец «Зелдис-Фарма» Никита Быстров уверен , что вложения в сотрудников должны окупиться.
Председатель совета директоров «Вимм-Билль-Данна» Давид Якобашвили предостерегает работников от излишнего оптимизма: рынок от кризиса еще не восстановился, вакансий не так много, и удержать персонал по-прежнему довольно просто.
Но масса соискателей - далеко не всегда благо. Количество кандидатов выросло в разы, а качество ухудшилось.
ИЗОБРЕСТИ РЕКРУТИНГ ЗАНОВО
На вакансию рядового дизайнера приходит около 200 резюме, но брать на работу некого, жалуется глава рекламного агентства «Мысли» Виктор Копченков: уровень соискателей довольно низок. Поэтому приходится изобретать новые способы рекрутинга.
Копченков и его коллеги решили искать новых членов команды через социальные сети. Там они вывесили баннеры - объявления о вакансии арт-директора. Баннеры были построены в виде вопроса, чтобы привлечь внимание публики, но в тоже время сразу отсечь необразованных и ленивых кандидатов. Например, отправить портфолио работодателю могли только те, кто знает, какие цвета скрываются за экзотическими названиями: «паука, замышляющего преступление» (оттенок серого), или «последнего вздоха жако» (желто-рыжий).
Казалось бы, под рукой Google, в котором есть все ответы. Но таким методом число соискателей удалось сократить до семи, из них и выбрали подходящего человека.
НЕПРИВЫЧНАЯ ЗАБОТА
Перед компаниями Калуги возникла удивительная для кризиса проблема: кадров не хватает. Сюда один за другим приходят крупные автомобильные концерны, но в городе слишком низкий уровень безработицы - уже в ближайшее время при запуске всех строящихся мощностей ожидается кадровый голод.
«Нам нужно подумать вместе с администрацией региона, как эту проблему решить», - говорит директор по персоналу Volkswagen Group Rus Ярослав Холечек. Один из рассматриваемых вариантов - строительство общежитий, что позволит привозить людей из соседних областей.
Такое возвращение к советским принципам заботы о сотрудниках в кризис кажется странным, но дефицит кадров - куда более фундаментальная проблема, и в промышленности он будет все нарастать.
ПРЕМИЯ - ВСЕМУ ГОЛОВА
В кризис компаниям пришлось закрыть многие проекты, особенно экспериментальные и новаторские. Так что возможностей мотивировать сотрудника нестандартной и интересной задачей теперь почти нет . Воодушевить на новые подвиги рукопожатием или личной благодарностью руководства - нереально, признает президент торговой сети «Виктория» Николай Власенко. Так что сейчас деньги остаются главным способом мотивации.
Алена Занегина из кадрового «Агентства Контакт» считает , что компании уже во второй половине года начнут повышать зарплатысотрудников. Но все-таки возможности поднимать оклад ограничены. Директор по персоналу фармацевтической фирмы «Оболенское» Светлана Мальцева обещает сотрудникам не только пересмотреть зарплаты, но и ввести различные материальные поощрения: новый автомобиль или ноутбук, турпоездка или переоборудование рабочего места - все в зависимости от результатов сотрудника и его значимости для компании.
В прошлом году о бонусах было лучше не заикаться. В этом году премиальная часть зарплаты, зависящая от объема работ и достижения поставленных целей, станет играть более важную роль. Стахановский принцип работы в этом году позволит заработать на 20-30% больше, думает Долякова. А Власенко из «Виктории» собирается ввести не очень распространенную пока в России форму поощрения - опционы.
Компании планируют расширить горизонт премирования. В прошлом году премия чаще рассчитывалась каждый месяц заново, но ситуация стабилизируется и компании могут планировать на более продолжительный период, говорит вице-президент по управлению персоналом и организационному развитию Capital Group Юлия Сушкова.
КУЛЬТУРА И ИНФРАСТРУКТУРА
Хоть хорошим отношением сотрудников не удержишь, польза для коллектива от них очевидна. В фирме Capital Group решили, что сейчас - самое время укреплять внутренние коммуникации. Это компания собирается делать при помощи внутреннего портала, объединяющего корпоративный новостной ресурс, внутреннюю базу данных, справочник по компании и близлежащей общественной инфраструктуре - кафе, магазинам, банкоматам. Укреплять корпоративную культуру собираются и в «Северстали».
УЧИТЬ САМЫХ ЛУЧШИХ
Компании, обжегшиеся на бесконтрольном росте трудовых издержек в предкризисные годы, нанимать новых сотрудников теперь будут с опаской. Идеальный сотрудник - универсал, который разбирается сразу в нескольких областях, легко обучается и за счет этого выполняет больший объем работы. Но хотя в целом расходы на персонал в этом году вырастут, массовое обучение по карману немногим.
Более рационально разделить сотрудников на несколько групп, советует Занегина. Одни и так уже работают на максимуме, и обучение их результаты сильно не поднимет. У других хорошие перспективы, но без курсов повышения квалификации этих перспектив не добиться - на них-то и нужно тратиться (очевидно, есть и те, кто только начинает работу или просто безнадежен: тренинги им не помогут).
В «Эссен продакшн», производящей соусы (бренд «Махеев»), тренинги уже расписаны на год вперед , говорит генеральный директор Леонид Барышев. Он в первую очередь делает ставку на менеджеров по продажам: сейчас главное направление развития - повышение объемов сбыта.
БРЕМЯ ЗАКОНОВ
В компании Volkswagen не считают российские законы идеальными. Зная, как важно для автомобилестроителей гибко менять загрузку работников, Ярослав Холечек говорит, что трудовое законодательство не способствует этому. «Мы работаем с представителями наших сотрудников и с профсоюзами, чтобы найти решение, компромисс между тем, чтобы гибко реагировать на изменения на рынке, и тем, чтобы грамотно распределить нагрузку на персонал», - отмечает он.
Но такого решения за первый год кризиса не удалось найти практически никому. Любое ухудшение обстановки вновь обострит отношения работодателей с Трудовым кодексом. На защиту работников, когда нужно, встанут и трудинспекция, и суд, и прокуратура.
Источник: http://slon.ru/articles/239787/%22